Иностранные инвестиции в разработку участков недр федерального значения. Перспективы либерализации
Автор говорит о том, что в апреле 2008 г. были внесены "судьбоносные" поправки в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I "О недрах", которые в значительной степени затруднили участие иностранных инвесторов в освоении недр нашей страны.
К настоящему моменту уже сформирован весь комплекс подзаконных актов, необходимых для практической реализации новой системы правового регулирования иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики нашей страны. Однако правоприменительная практика, связанная с реализацией вышеназванных законодательных актов, весьма незначительна, а в нефтегазовом секторе почти полностью отсутствует. По мнению автора, это свидетельствует не столько о проблемах, связанных с правоприменением, сколько об определенных недостатках, которые изначально были присущи указанным законодательным актам.
В энергетической стратегии России отмечается необходимость стимулирования привлечения частных инвестиций в геолого-разведочные работы и недропользование, в том числе содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь в технически сложные и рисковые проекты.
Представляется, что реализация изложенных положений энергетической стратегии невозможна без изменения действующего законодательства Российской Федерации, которое в значительной степени затрудняет инвестирование в недропользование со стороны как иностранных компаний, так и российских компаний с иностранным участием. Как ни парадоксально, некоторые поправки, внесенные в Закон Российской Федерации "О недрах", затрудняют инвестирование даже в новые проекты со стороны российских, в том числе государственных, компаний.
На основании всего материала изложенного в данной статье автор высказывает конкретные предложения, направленные на минимизацию негативного влияния, которое может быть оказано на инвестиционный климат в сфере природопользования в связи с применением действующего законодательства.
Предложенные изменения могут помочь иностранным инвесторам правильно оценить свои риски, что в свою очередь в значительной степени повысит привлекательность инвестиций в природоресурсный сектор и, в частности, в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации.