О проблемах реформирования законодательства о недрах
Е.В. Новикова, д.ю.н., ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, партнер юридической фирмы "Новиков энд Эдвайзерс"
Настоящая статья подготовлена в связи с разработкой проекта федерального закона "О недрах" (далее — Проект), предложенного Правительством Российской Федерации в марте 2005 г., и посвящена анализу его наиболее принципиальных положений, связанных с переходом от лицензионной к договорной основе недропользования.
О преимуществах и недостатках договорной формы регулирования правоотношений в сфере недропользования вообще и подходах, заложенных в Проекте, в частности
По договору на пользование участком недр одна сторона (государство в лице уполномоченного органа) предоставляет другой стороне (недропользователю) на возмездной и срочной основах исключительное право пользования определенным участком недр, а недропользователь обязуется осуществлять за свой счет и на свой риск деятельность того вида пользования участком недр, который обусловлен договором.
Использование договорной формы в отличие от лицензии позволяет обеспечить паритетность как баланс интересов участников отношений по недропользованию. Принципиальным преимуществом договорной формы регулирования отношений является возможность детального урегулирования сторонами определенных условий применительно к особенностям каждого вида и стадиям использования ресурсов недр, а также — к различным финансовым моделям отношений инвестора с государством. Договор в сфере недропользования значительно расширяет возможности сторон индивидуализировать свои отношения. На сегодня при существующем лицензионном режиме недропользования это практически неосуществимо...