Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила подготовленный Федеральной антимонопольной службой законопроект, направленный на усиление контроля за иностранными инвестициями в критически важные активы Российской Федерации. Документ вносит существенные изменения в действующий закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", а также в ряд смежных нормативных актов.
Основные положения законопроекта
Законопроект предлагает ряд ключевых изменений, затрагивающих как действующих, так и потенциальных инвесторов:
- Расширение перечня стратегических активов. Теперь под контроль будут подпадать не только участки недр федерального значения, но и ряд объектов регионального масштаба. В частности, это недра с определёнными количественными показателями запасов нефти (от 50 до 70 млн тонн), газа (от 30 до 50 млрд куб. м), руд золота (30–50 т), меди (300 000–500 000 т), а также участки с проявлениями редких и стратегически значимых металлов — лития, урана, бериллия, кобальта, никеля, алмазов и др.
- Контроль над объектами государственной и муниципальной собственности. Иностранные инвесторы будут обязаны получать разрешение, если приобретают имущество, относящееся к основным производственным средствам, используемым в стратегической деятельности — заводы, земля, инфраструктура.
- Уведомление о контроле. Вводится требование об обязательном уведомлении уполномоченного органа при владении не менее 5% акций стратегических обществ, с раскрытием информации о выгодоприобретателях и бенефициарах.
- Ужесточение процедуры согласования. Предусматривается приостановка рассмотрения сделок до получения разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. ФАС также получает право блокировать согласование при отсутствии разрешения комиссии.
Контур дискуссии: позиции бизнеса и государства
Бизнес-сообщество, в частности Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), высказывало обеспокоенность чрезмерной широтой формулировок и рисками для инвестиционного климата. Одним из спорных моментов стал пункт о повторном согласовании контроля, даже если он уже ранее был одобрен государством. Также неясно, распространяется ли требование только на вновь признанные стратегическими организации или охватывает уже действующие компании.
По словам вице-президента РСПП Александра Варварина, "в обновлённой версии документа не урегулированы положения, которые могут привести к повторному сплошному согласованию контроля, что создаёт избыточную административную нагрузку и правовую неопределённость".
Юристы подчеркивают, что отсутствие чётких критериев потенциальной стратегической деятельности (например, только по наличию лицензии или оборудования) может привести к признанию сделки недействительной, что недопустимо для институциональных инвесторов.
Позиция Института "ПравоТЭК"
Комментарий Виктора Нестеренко, президента Института "ПравоТЭК", вице-президента РОСГЕО, члена Общественного совета Роснедр:
"Предложенные изменения отражают растущую обеспокоенность государства сохранением контроля над критически важными ресурсами и инфраструктурой, особенно в условиях глобальной нестабильности. Вместе с тем необходимо обеспечить баланс между защитой национальных интересов и поддержанием предсказуемости регулирования для инвесторов.
Особенно важно, чтобы нормы, касающиеся недропользования, были юридически чёткими и не допускали ретроактивного действия. Размытые формулировки о “потенциальной возможности осуществления стратегической деятельности” создают правовую неопределённость, в том числе в отношении ранее согласованных сделок.
В контексте лицензирования и оборота прав на недра необходимо закрепить, что любая правовая конструкция, вводящая дополнительные ограничения, должна проходить широкое публичное обсуждение с участием недропользователей, представителей субъектов РФ и научно-экспертного сообщества. Только в этом случае мы получим эффективный, устойчивый и справедливый механизм регулирования иностранных инвестиций в стратегические активы страны".
Значение для отрасли недропользования
С учётом расширения регулирования на региональные недра, компании, работающие в сфере геологоразведки и добычи, должны заблаговременно оценить потенциальные риски, связанные с приобретением прав на участки и объектов, которые могут быть квалифицированы как стратегические. Особенно это касается активов с проявлениями редких металлов, а также инфраструктурных объектов, находящихся в госсобственности.
Выводы
Законопроект создаёт новую парадигму регулирования иностранных инвестиций, в которой геология, лицензирование недр и ресурсоемкие отрасли оказываются в центре внимания как с точки зрения нацбезопасности, так и с позиции экономической суверенности. В ближайшие месяцы ключевым станет вопрос точности формулировок и предсказуемости правоприменения. Без этого даже благие цели могут привести к замедлению инвестиций и избыточной правовой нагрузке на участников рынка.