Правовое регулирование инвестиционного сотрудничества при разработке участков недр федерального значения
Новые правила осуществления иностранных инвестиций в сфере недропользования, установленные в апреле 2008 г. поправками к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I "О недрах", а также новым Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", фактически исключили иностранные компании из деятельности по освоению крупных российских месторождений в качестве самостоятельных игроков.
Участие иностранных инвесторов в освоении участков недр федерального значения континентального шельфа в настоящее время возможно только в качестве младших партнеров компаний, контролируемых Российской Федерацией. Что касается остальных участков недр федерального значения, то разведка и добыча полезных ископаемых на таких участках недр с участием иностранных компаний возможны только на основании специального решения Правительства Российской Федерации. Представляется, что на практике такие решения также будут приниматься только в отношении совместных предприятий с участием российских и иностранных компаний.
В принципе такая практика распространена во многих нефтедобывающих государствах и является приемлемой для крупных международных нефтегазовых компаний, однако на сегодняшний день возникают определенные трудности при юридическом оформлении сотрудничества иностранных инвесторов с российскими партнерами по разработке недр Российской Федерации. Настоящая статья посвящена правовым моделям, которые могут использоваться для юридического оформления партнерских отношений, прежде всего при совместном освоении участков недр федерального значения. Впрочем, при разработке любых участков недр совместно с иностранными компаниями всегда существует "риск" совершить коммерческое открытие, которое приведет к изменению статуса участка недр ≈ признанию его участком федерального значения со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, при выборе правовой модели сотрудничества представляется целесообразным во всех случаях учитывать риски, связанные с возможностью присвоения участку недр статуса участка федерального значения.