Различные подходы обоснования размеров минимального стартового платежа за право пользования недрами
Ежегодно в Российской Федерации на аукционы выставляются десятки и даже сотни лицензионных участков, содержащих запасы и ресурсы полезных ископаемых. Окончательный размер платежа за право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых определяется по результатам аукциона. Определение стартового платежа сопряжено со значительными трудностями.
Действительно, завышенный стартовый платеж, с точки зрения потенциального недропользователя, может привести к тому, что желающих принять участие в аукционе окажется недостаточно и, следовательно, аукцион не состоится и будет перенесен на следующие годы.
Заниженный стартовый платеж может привести к недополучению государством определенных денежных средств. Риск последнего несколько снижается самим механизмом аукциона: при наличии реальной конкуренции цена будет повышаться в ходе проведения торгов непосредственно участниками в борьбе за получение лицензии. Более того, минимальный стартовый платеж не должен быть слишком близок к той цене, за которую участники аукциона готовы купить предложенный лицензионный участок, поскольку в противном случае торги проводиться не будут. Государству важно определить действительно минимальный платеж, за который лицензионный участок может быть гарантированно передан недропользователю.
Единой методики расчета минимального стартового платежа в настоящее время не существует. Подобные расчеты проводятся профильными государственными НИИ на основании самостоятельно разработанных методик, которые, впрочем, утверждаются МПР России и Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра). Более того, по одному и тому же виду полезного ископаемого для разных субъектов Российской Федерации стартовые платежи могут быть рассчитаны различными НИИ по различным методикам.
В данной статье рассматриваются некоторые методики, применяемые при расчетах стартовых платежей для месторождений углеводородного сырья.